Такие расчеты опубликовали вчера специалисты Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики (ВШЭ).
Так называемая дифференциация акцизов
на бензин в интересах экологии оборачивается значительным повышением цен.
При этом стимулов для использования более качественного бензина практически
не появляется.Эксперты перечисляют негативные последствия нового подорожания:
от банкротства транспортных
и сельскохозяйственных предприятий
до расширения масштабов воровства бензина, пишет «Независимая газета».
Минэнерго пытается стимулировать нефтяников повышать качество бензина
и дизельного топлива.
Но эффективность политики увеличения акцизов
на бензин пока
не подтверждается: его качество практически
не растет. Поэтому чиновники предлагают кардинально пересмотреть график запланированных на
2012 и 2013 годы повышений ставок акцизов, отмечают
экономисты ВШЭ.«По нашим оценкам, новация Минэнерго приведет
к тому, что акциз
на бензин в
2012 году вырастет
в среднем не на 1,3 рубля, как запланировано, а
на все 2,65 рубля.
Еще больше возрастут поборы
с дизельного топлива: рост акцизов составит не 1,14 рубля, а 2,8 рубля», – пишут они
и отмечают, что солидная прибавка
к цене топлива быстро обернется ростом цен
на остальные товары,
в особенности на продовольствие, отмечает «НГ». Акцизы на 92-й бензин в
2012 году предлагается повысить на 62,2% вместо запланированных 28,9%, а
на бензины стандарта Евро-4
и Евро-5, которые
в России практически
не производятся, на 22,5% вместо 32,6%.
При этом экономисты ВШЭ подчеркивают, что акцизная политика должна значительно уменьшать для потребителей издержки перехода
на более качественный бензин, а
не просто делать некачественный
и качественный бензин все более дорогим. Акцизы можно выстроить так, чтобы
не увеличивать совокупную налоговую нагрузку,
и так, чтобы
на рынке не было бензина дешевле, чем АИ-95, – советуют эксперты. «В этом случае потребители начнут покупать более качественный бензин, тем самым стимулируя нефтепереработчиков проводить модернизацию заводов
и увеличивать выпуск современного топлива рыночным образом», – убеждены
экономисты ВШЭ.Эксперты «НГ» считают резкое увеличение акцизов весьма вероятным
и уже обсуждают его последствия.
«Предвыборные заигрывания будут дорого стоить бюджету, и в
2012 году государство использует все возможности, чтобы увеличить его доходную часть», – говорит замгендиректора компании Omnicomm Станислав Емельянов. – Вместе
с ростом акцизов увеличится стоимость топлива, а
с ним и стоимость перевозок.
Из-за этого многие небольшие транспортные компании окажутся
на грани вымирания. Также возрастут объемы хищений топлива, поскольку зарплата водителей как минимум
не вырастет, а ценность топлива увеличится. Ожидается
и рост цен
в топливо-зависимых отраслях, прежде всего
в сельском хозяйстве».
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0